Выход нового проекта имеет, как обычно, как плюсы, таки минусы. Стандартная комплектация включает четыре реальные компании: Донбасс 2014 года, Мариуполь 2022-го, контрнаступление 2023-го и Авдеевка 2024 г. Цифры взяты из названия компании разработчика – «Студия 22»; буквы – основные тактические знаки подразделений, участвующих в СВО, из них складывается слово «зов». Достижения и недостатки игры можно разделить на идеологические, – и технические, геймерские.
Моральные плюсы: одним из главных консультантов стал капитан-лейтенант морской пехоты ЧФ, Герой России Владислав Головин, позывной «Струна». На заставке, в геральдическом щите изображен Струна, видна часть его красного рюкзака, ставшего символом отваги. Эталонный боевой офицер отлично проявил себя в боях, вытаскивал раненных товарищей под огнем, потерял часть правой ноги. После реабилитации, он продолжает службу в должности преподавателя военно-политической работы в знаменитом Рязанском училище ВДВ, которое окончил. Владислав Головин назначен начальником главного штаба Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юнармия». По словам разработчиков, его советы были очень ценными, и приводили к изменениям и улучшениям.
Некоторые персонажи имеют реальные прототипы. Боец с позывным «Тунгус» стал именным персонажем и будет принимать участие в 4-м эпизоде Авдеевской операции. Его специализация – боевая медицина и инженерно-сапёрное дело. Модель персонажа создана по фотографии 2022 года, во время службы в одной из ЧВК. Все это добавляет вовлеченности пользователя.
Упрек только один: сходный проект America’s Army выходит с помощью Пентагона с 2002 года.
Положительных технических аспектов в игре немало. Она действительно развивающая – боевые операции нужно планировать на несколько шагов вперед. Присутствует сюжет: бойцы ополчения последовательно проходят знаковые сражения.
Статы – умения и свойства персонажей, как и положено прибавляются за успехи на миссиях. Одна единица добавляется за полностью отстрелянный магазин соответствующего оружия или убитого врага, максимально – 100 единиц. Кроме отряд надо экипировать снаряжением со склада, для первой миссии доступно несколько АК, ружей, пистолетов и прилично патронов к ним. Имеются аптечки и единственная граната. В описании игры указано, что по мере прохождения на склад будут завозить больше видов снаряжения. Экипировку нужно разумно распределить между бойцами. Если воин хорошо садит из автомата, значит надо дать ему АК, побольше патронов скомандовать двигаться первым, а для остальных выбрать другие роли.
Когда бойцы вооружены, следует совещание, на котором доводятся условия победы или провала миссии. В меню есть активная пауза, в секунду игра может быть остановлена для отдачи приказа нашим юнитам. Бойцы умеют перемещаться ползком, в приседе и в полный рост, шагом или бегом. Умеют двигаться спокойно или переходить на бег. Но если бойцы побегали, то будут, например, менее точно стрелять.
Каждому воину можно создать конкретную траекторию перемещения и, если надо, направление взгляда. То есть, двигаться он может вперед, а смотреть направо, при этом, по мере движения взгляд смещается в направлении – это сильный механизм. Параметры перемещения и других умений настраиваются индивидуально в меню каждого бойца и могут быть изменено в любой момент на паузе.
Геймеры, конечно же, заворчали о технических упущениях, будто не знают, всякий едва разработанный продукт имеет недостатки, которые устраняются со временем. При вооружении отряда перепутаны виды оружия: под изображением пулемета в контекстном меню написано «Пистолет», на гранатомете «Пулемет». Персонажей шестеро, но двоих из них не видно за окном меню.
Противник практически видит через стены, а так как драки и стрельба предельно реалистичны, победить очень непросто. Отсутствие функции сохранения не позволяет вернуться к чек-пойнту: если кто-то погиб, будь любезен, начинай с начала. Непонятно как использовать аптечки для восстановления здоровья персонажей.
Разработчики оправдываются: они специально старались избежать неуязвимости для своих, хотели, чтобы игрок понял – ликвидация врага, это непростая работа, нужна подготовка. А гибель и ранение твоего бойца – критический случай, его ни в коем случае нельзя допускать. И никаких волшебных аптечек.
Непростой оказалась задача и реализация проекта. Им заинтересовались в МО, но крупнейшие российские разработчики отказались: их бизнес остается международным и висит угроза санкций. Поэтому студия сделала, что могла.
Бесплатно доступна первая кампания «Донбасская Весна», три остальные платные, одна из них пока в разработке. Фактически, игра пока в бета-тестировании, по сути, в раннем проверочном доступе. Эксперты признают почти единодушно: несмотря на сложность и технические недостатки, «Отряд 22: ZOV» имеет высокие шансы найти устойчивую и обширную группу фанатов. Высказываются опасения, что на стадии ролевой стратегии никто не захочет играть за противника. Но разработчики обещают, дадут возможность поиграть за разные отряды наших, а такое взаимодействие – еще интереснее.
Сергей Шулаков.