Исследования
Загадочная сама по себе история просуществовавшего 500 лет Молдавского княжества (1359-1859), исконно населенного восточными славянами, таинственна вдвойне, потому что она специально никогда не изучалась. К ней почти не обращались профессиональные историки, в ее бурных, но скрытых водах не искали вдохновения поэты и писатели. Во второй половине XIX и в начале XX вв. этнографы приступили к описанию культуры потомков этого населения, но в 20-е гг. XX вв. в силу политических причин прекратилась и эта работа. Отдельные исследователи продолжали разрабатывать в той или иной форме славянские сюжеты в контексте истории Молдавии, но изучение этой темы, как самостоятельной, оставалось до начала третьего тысячелетия табуированным. Это касается, в том числе, советского периода молдавской историографии и постсоветского, когда в программах учебных заведений «история Молдавии» была заменена антинаучным курсом «история румын».
Русины
Новым этапом на этом направлении был выход в свет в 2004 г. монографии С. Г. Суляка «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии», в которой история русинов Молдавского княжества кратко описана в общем контексте проблемы русинской идентичности. Рассматривая живущих ныне на Украине, в Словакии, в Сербии, Польше, Румынии, Молдавии русинов и их потомков, автор убедительно обосновал автохтонное происхождение русинов Карпато-Днестровской чаши, доказал факт проживания славян на данной территории с самых незапамятных времен, и сумел их идентифицировать с самыми ранними народами, а также факт их проживания в Молдавском княжестве на протяжении всего периода его существования. Мирный характер взаимоотношений русинов Восточного Подкарпатья с валахами в период образования Молдавского княжества автор убедительно объясняет общностью православной веры, волошско-русинским составом населения Семиградской Руси (Трансильвании) и тем обстоятельством, что поход Богдана 1 Основателя на восток представлял собой волошско–славянское военное предприятие.
В 2007 г. С.Г. Суляком в Московском институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая была защищена кандидатская диссертация по истории русинов Молдавии. Создание С.Г. Суляком Общественной организации «Русь», регулярный выпуск журнала «Русин», проведение международных исторических конференций и других мероприятий, позволили поднять русинскую тематику в Молдове на новый уровень. Большой вклад в ее развитие внесли известные историки и исследователи, такие как – П. Шорников, Н. Руссев, Н. Тельнов, Е. Ткачук, Ю. Иванов и другие.
Открытие русинской тематики в Молдове позволило по-новому взглянуть на некоторые загадки и неясности в истории древних славян этого региона.
Одной из таких загадок является этноним «толковины». В уже упомянутом сообщении «Повести временных лет» о походе Киевского князя Олега на Византию в 907 г., есть очень интересная приписка, — называя тиверцев в качестве союзников князя, летописец дает им особую дополнительную характеристику: «…тиверци, яже суть толковины…». Второе упоминание этого этнонима мы находим в «Слове о полку Игореве», в «мутном сне» Киевского князя Святослава, с мало что проясняющей отрицательной
Рис.9 Вещий сон киевского князя Святослава по тексту «Слова о полку Игореве». ( из открытых источников).
приставкой «поганые». Загадочный этноним длительное время вызывал споры в научной среде, ибо ни одно из предложенных прочтений, выдвинутых даже такими патриархами исторической науки как Д.С. Лихачев и Б.А. Рыбаков, не приносило достаточно удовлетворительных ответов.
Немало предположений выдвинули и молдавские исследователи. Тот же С.Г. Суляк, в своей диссертации, считает толковинов свободными пастухами, связав данный этноним с русинским словом «толо́ка», что означает «пастбище». По его мнению, тиверцы, которых князь Олег в 907 году взял с собой в поход против греков, были пастухами.
Однако, автор данной статьи, тоже этнический русин, всю жизнь проживший в русинской среде, знает и другие значения слова «толока» — в современном русинском языке это место сходок, гуляний, посиделок, а самое главное – общее собрание селян, на котором решались самые важные вопросы жизни и быта общины. Есть и еще одно, более узкое значение «толоки», производное от только что сказанного: совместная работа группы селян по кличу одного хозяина на один день. Эту сторону семантики «толоки» мы находим и у В. Даля: «Толока и толока, юж. зап. нвг. твр. Помочь, сборѣ населения кѣ одному хозяину, по кличу, для дружной работы, на один день; хозяин угощаетъ помочанъ и этим способомъ за один день сымает хлеб. Выкашивает лугѣ, молотитѣ и пр. Бывает толока и на вывоз назьма, даже на рубку капусты, и это капустки. Барская толока, сгонѣ».
Однако и это не принесло уверенной разгадки.
В 2005-2010 гг. автор данной статьи проводил опросы среди пожилых представителей русинского населения Рышка́нского района Республики Молдова с целью прояснения значения слов «толо́ка» и «толкови́ны». Было опрошено несколько сотен человек, признающих свое русинское происхождение, а также представителей других национальностей, проживающих на данной территории. Более ста двадцати опрошенных респондентов дали довольно однозначные и расширенные ответы по поводу толковинов и толоки. Оказалось, что общая толока практически до середины XX в. была у русинов Молдавии исконной древней формой самоуправления, наподобие новгородского вече, но со своими особенностями.
Русское вече («вече» – от слова «вещать») представляет собой уникальное явление и уже почти два века изучается историками, но историография этой проблемы сложна, противоречива и далека от завершения. По давней традиции, идущей от Аристотеля, считалось, что общественное устройство у древних греков, а по их образцу и у остальных народов, эволюционировало от аристократической формы правления к власти олигархов. А от нее – уже к самой демократии. Русские летописи полны различных сообщений о вечевых собраниях. Как говорят летописцы, в них принимали участие «весь Новгород», «весь Псков», «все кияне», «все переяславцы», «вся Галицкая земля», «люди ростовские», «люди земли нашей» и т. д. Причем в вече участвовали не только «лучшие», но и «меньшие» – смерды, ремесленники, торговцы, даже «худые мужики». Интересно отметить, что представительство не допускалось, так как каждый участвовал только сам за себя. В вечевом принципе согласия был заложен огромный практический смысл, ибо для его исполнения не требовалось создания никаких государственных институтов и органов насилия. Решение принималось народом и исполнялось народом, свободно и без всякого принуждения.
У предков современных русинов Молдавии решения веча-толоки опирались еще и на авторитет самых опытных и уважаемых членов общины – толковинов
Рис.10 Народное вече на Руси. (из открытых источников).
(по-русински – «толковэниу»). Они не только выступали с решающим словом на самой толоке, но и вне ее совмещали в себе функции родовых старейшин и вождей, жрецов и врачевателей, судей и законодателей, наставников и хранителей племенных традиций, и еще ряд других.
Народная молва, идущая из глубины веков, всегда приписывала толковинам невероятные способности: толковины могли разгадывать будущее и человеческие судьбы, управлять стихиями и останавливать природные катаклизмы, подчинять своей воле людей, зверей и птиц. От их всепроникающего взгляда трепетали не только телесные существа, но и бесплотные духи. Считалось, что даже всемогущие боги прислушивались к их
Рис.11 Великий толковин Красное Слово (1080-1190), глава тиверцев и уличей, правитель Сирето-Бугского междуречья, обращается к воинам и народу на вече-толоке в 1172 году, в Великих Расконах на Горе (в нынешних Рышканах и Нагорянах Рышканского района Республики Молдова). Мы видим Великого толковина Красное Слово на фоне двух красных стягов, закрепленных на копьях, на одном из которых присутствует голова быка в окружении трех ромбовидных звезд, розетки-солнца и месяца, а также двух букв «В» и «Б», которые можно расшифровать как – «Великий Бог, Великий Бык, Бугай, Вол-Бык, Вол-Бог». Великий толковин, над Железной книгой и с Черным камнем (Сердцем Бога) на груди – сакральными толковинскими артефактами, призывает идти на врагов «с мечами заточенными, крепкими щитами, калеными копьями под стягом Вола-Быка-Тура Ра-Отца-Солнца Великого»: «Да слушайте, Дети Мои, Великого толковина Красное Слово, и поворачивайтесь к Вере Предков от блуда потерянного латинского, да величайте Великое Диво Ра-Отца Солнце ШваРаРога, Великого Отца Нашего, Земли Русской, Земли Молода (Молдавской), Земли Беси Роба (Бессарабской), да Земли Трояна, да Великой Земли Ярата, да великой Земли Русо-Волошской. Ибо разносят ту брехню поганую те потерянные и бешенные попы латинские, как ту отраву горькую и жгучую, чтобы ослепить Ваши Глаза да Ваши Уши, да Ваш Разум, Да Ваше Сердце и Вашу Память!».
На рисунке, по бокам от рамки, хорошо видны изображения плывущего в Солнечной ладье Ра-Отца Солнца. Также Ра-Отец Солнце изображен в верхней части рисунка в виде солнечного диска, встающего над двумя холмами Великой Матери; краткие буквенные символы, голова тура с тремя звёздами и расположенные друг над другом буквы, в обрамлении трёх ромбовидных звёзд, древнего слогового толковинского письма свидетельствуют об этом. Сама рамка в нижней части рисунка представляет собой символическое изображение земной тверди – «Великого Крытя» вместе с подземным миром – «Дном Великой Ямы». «Великое Крытя» удерживается над «Дном Великой Ямы» с помощью «Столпов Трояна» — могучих сил-проявлений толковинского, древнерусского бога Трояна – местного аналога православной Троицы. Представленный лист относится к древнему русинскому (толковинскому) сказанию «Скоки Трояна Стрымира Стрикуса». В данном случае мы имеем позднюю копию, сделанную с более раннего источника, который не сохранился до наших дней (из личного архива автора).
вещему слову!.. А возглавлял эту касту избранных самый мудрый и авторитетный, преуспевший во всех жизненных и потусторонних науках толковин, который носил титул – Великий толковин. Именно он управлял всем племенным союзом тиверцев и уличей, и всеми теми, кто к нему присоединялся.
Содержание и смысл русинского слова «толкуватэ» («толковать») довольно неплохо отражает и словарь В. Даля: «Толковать, толковывать о чемъ, разсуждать, переговариваться, беседовать, разбирать, дѣло; советоваться условливаться;// — что, объ(изъ)яснять, давать чему толкѣ, смысл, значенье; выводить догадки и заключенья свои; толмить, толмачить. // Брать въ толкѣ, смекать или понимать. Толкованье, толкѣ, толковня, толки, действ. По гл. // Толкованье, ис(рас)толкованье, статья, книга, объясняющая что-либо. // Толкѣ, толчина ж.пск. толковщина, противотоложн. Безтолковщина, смыслѣ, сила, значенье, разумѣ, сущность содержанья, безусловно, или по пониманью и объясненью иных; признаваемый въ чемъ разумѣ, смыслѣ. //Толкѣ, какое-либо особое ученье о вере или нравственное, и// самое общество, все последователи. // Толкѣ и мн. Толки, молва, слухѣ, пересуды, разсужденья о чемѣ вѣ народе, общее настроение умовѣ; превратное пониманье и толкованье. //Толѣк, стар. Толѣмачъ, переводчикѣ, драгоманѣ. Говорить толкомѣ, разумно, разсудительно и понятно».
Если на остальной территории Древней Руси народное вече, пройдя достаточно сложный и противоречивый путь, в конце концов было ликвидировано княжеской властью как политическая сила и элемент государственности, то на огромном массиве тиверцев и присоединившихся к ним уличей, белых хорватов и других восточнославянских племенных образований, оно существовало еще очень длительное время. Родовое славянское право, описанное первым вице-президентом ПАНИ А. Антоновым в монографии «Расскажи о себе, Русь» как «копное», в толковинской среде продолжало развиваться и действовать, став важнейшим элементом государственной власти до такой степени, что можно говорить о толковинском народно-вечевом государстве уже в IX-X веках. Это стало возможным и потому, что на данной территории не было институтов княжеской власти, не действовали организационные структуры других конфессий и религиозных орденов. Древнее исконное толковинство до определенного времени не позволило этим славянским племенам разделиться на классовые сословия и утвердить, как это произошло в остальном мире, порабощение и эксплуатацию одних членов общества другими.
В толковинской общине была сакрализована не власть, как институт принуждения и насилия, а сам человек в образе толковина – как высшее проявление божественных сил в обитаемой Вселенной. Ибо толковины считали себя детьми и внуками первых богов, сотворивших Мир, которым предстоит довести это Творение до высшей ступени совершенства. Отсюда и авторитет, и влияние толковина на окружающих людей – по силе и дарам, полученным в наследство от великих праотцов и воплотившихся в нем.
Поэтому толковинская община, постепенно превращаясь в основной институт государственной власти, занималась не столько поиском и созданием внешних форм организации и управления обществом, сколько «выращиванием» идеального человека-толковина, тем самым в конечном итоге решая вопросы жизнеустройства и самого общества. В этом было ее принципиальное отличие от других государственных и общественных систем окружающего мира.
Естественно, что такая установка не могла не вызвать постоянного и непримиримого конфликта между толковинами и этим самым миром. Однако их не смогли уничтожить ни киевские, ни галицкие, ни волынские князья, которые все более и более внедряли у себя «заморские» образцы абсолютизма и деспотии, предавая и уничтожая древние принципы народоправства, из которых сами когда-то вышли. Теперь, можно понять реакцию удивления составителя «Повести временных лет», говорящего о тиверцах, на самом деле – о «твердичах», «твердых в своем древнем законе и вере предков, твердых в мире и войне», что и в XI в. они по-прежнему являлись толковинами, т.е. жили по законам своих праотцев в свободе, равенстве и братстве.
Рис.12 Общая толока славян с Владыкой Трояном – славянским вождем IV-V вв., которая состоялись на месте нынешних Рышкан Рышканского района Республики Молдова. Листы из русинского (толковинского) сказания «Скоки Трояна Стрымира Стрикуса» (из личного архива автора).
О глубоких индоевропейских корнях толковинства у славян свидетельствует наличие в современном английском языке слова «talk», примерно в том же значении, что и у Даля: «разговор, беседа, пустая болтовня, сплетни, переговоры, слухи». Толковинство, как историческое явление, преодолев временны́е пласты, дожило в среде русинов Молдавии почти до середины XX века, став к тому времени под давлением внешних и внутренних обстоятельств глубоко скрытой и замкнутой системой. Вторая половина XX века наиболее в целом благоприятная для развития материальной культуры населения Молдавии, окончательно вычеркнула толковинство из практической жизни русинов, оставив на данный момент только некоторые реликты в памяти пожилых людей.
Проведённые опросы понадобились автору для того, чтобы ещё раз подтвердить то, что он знал с самого детства, поскольку являлся и является прямым потомком древнего толковинского рода. От отца, дедов и прадедов автору достался семейный архив (далее – Архив), состоящий из разновременно написанных текстов. Впервые об Архиве автор узнал от своего деда Иванова Василия Константиновича (1906-1980); тот рассказывал о том, от кого они ведут свой род, как складывались судьбы предков и многое другое. Так автору стало известно о том, что его пращур Яков Дмитриевич Ротарь (1851-1930) в 20-х годах прошлого века, в период румынской оккупации Пруто-Днестровской Молдавии, попытался сохранить, реставрировать и переписать наиболее древние и поврежденные толковинские летописи, тем самым сделав их доступными и читабельными для грядущих поколений. Яков Дмитриевич занимался научной систематизацией имеющихся текстов, распределив их по временным периодам, привязав к современной шкале летоисчисления, событиям русской и мировой истории.
Повзрослев, автор сам занялся разбором Архива и обнаружил много ранее неизвестной, не введенной в научный оборот информации о событиях в истории не только родного края, но и всего нижнего Подунавья, Карпато-Днестровской чаши и Западного Причерноморья, где в разное время жили восточнославянские племена, в первую очередь, конечно, тиверцы (они же толковины) и уличи, ходили в походы киевские князья, соприкасались своими окраинами Византия, Османская, Священная Римская и Российская империи. Практически все тексты Архива оказались написаны от лица племенных толковинских «великих» вождей — основа традиции — с использованием толковинской хронологии, толковинской азбуки и мифологии.
Первое свое сообщение об Архиве и толковинах «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И. А. Анцупова» было сделано автором на международной научно-практической конференции, проходившей в Молдавии. Далее последовали множественные публикации, как в научных, так и в публицистических изданиях. Часть вышла в научных изданиях за пределами Республики Молдова.
В Архиве наличествует несколько сотен текстов и фрагментов текстов, дошедших до настоящего времени тиверско-толковинских записей от «Великих толковинов», которые открывают новые возможности в изучении истории народа и края. Автор обработал часть рукописей, принадлежавших последним «Великим толковинам» Молдавской Земли, и приступил к их публикации. Перед изданием тексты обязательно проходили научную и техническую экспертизы и были признаны, как имеющие подлинную хронологическую и материальную основу и представляют историческую и культурную новизну, а следовательно, и ценность. В уже опубликованных текстах изложены ранее не известные сведения об истории не только славян Карпато-Днестровского региона, но и других территорий Славянского мира: Балкан, Киевского, Полоцкого, Черниговского и других княжеств, славян Западной Европы и Балтийского побережья.
Содержащиеся в Архиве, записанные на бумаге древнего изготовления, толковинские мифы под общим названием «Толки» (тихий и тайный, малый и великий), позволяют уверенно расшифровывать некоторые туманные, наиболее архаичные, места из ведической мифологии, и провести параллели с древнеегипетской, авестийской, хеттской и другими древнейшими мифологическими системами. Толковинские религиозно-мифологические гимны, которые носят названия Вечи или Вэки, по имени верховной толковинской богини речи Веча, идентичной ведической Вач, дают возможность проникнуть в глубины смыслового и морфологического формирования индоевропейских языков, как забытых древних, так и современных.
Мифология Солнца в образе солнечного теленка или солнечного быка является стержневой в космологических представлениях древних толковинов. Их летоисчисление берет начало от «Великой Толоки Великого Вола-Тура-Быка на Великом Льде» – величайшего действа «Ра-Отца Солнца», где он в обличье могучего солнечного быка сокрушает «Великую ледяную змею», покрывавшую лицо и грудь «Великой Матери Земли» и символизировавшей, по всей вероятности, ледяной панцирь последнего ледникового периода. В 2022 году на 15000-ом году (по толковинскому летоисчислению от своего начала) «Последняя Великая Толока» завершилась.
От образов, созидающих сил и действий «Непобедимого Быка-вола-тура Ра-Отца-Солнца», который тянет своими могучими сияющими рогами-лучами весь мир-связку (в русинском языке – швару, отсюда выводится происхождения одного из имён русинского Ра – ШваРаРог), толковины задолго до дошедших до нас первых письменных упоминаний производили как названия Молдавской Земли, так и народов, населявших ее.
В 2014 году автор из Архива своего деда В.К. Иванова опубликовал молитву (72 строки с комментариями) под названием «Вэка до Вэлыки Ра-Тато», что переводится, как «Вяканье к Великому Ра-Отцу», т.е. священное обращение, призыв, моление, просьба в Великому Ра-Отцу. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века дед записал ее средневековым, которым он владел, толковинским письмом, очень похожим на кириллическое, но имеющее свои местные графические особенности. Он знал молитву наизусть, но серьезно опасался, что она может быть утрачена, поскольку наследственная традиция устной передачи сакральных толковинских знаний и гимнов уходила в прошлое, потому что на нем она и кончалась.
Рис.13. Вэка или Вэча (Священное обращение) к Великому Ра-Отцу Солнцу, Великой Матери-Корове и Великому Телёнку, главным фигурам-творцам мирового бытия наиболее архаичной части Толковинского мифологического свода. Запись текста гимна (в данном случае мы имеем изображение первого из пяти листов) была сделана в начале 60-х годов прошлого века Ивановым Василием Константиновичем – жителем села Нагоряны, Великим толковином Земли Молдавской, Земли Скифской и Земли Трояновой. До этого сакральные тексты заучивались наизусть и передавались устно от одного посвящённого толковина к другому. По мнению выдающегося российского учёного-русиста Ксении Павловны Смолиной, доктора филологических наук, профессора кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета, мифологическая и этимологическая концепции данного текста относится, в своей основе, к периоду формирования протославянских и праславянских этносов II-I тыс. до н.э. Такой текст невозможно подделать даже группе высококвалифицированных мифологов и филологов. Он обладает огромной исторической ценностью, свидетельствующей о тысячелетних истоках возникновения славянских народов и их культур (из личного архива автора).
Идеологическая и мифологическая конституция текста представляет собой описание взаимоотношений «Небесного Отца Ра-Солнца» и «Великой Матери», первой божественная пары по представлению толковинов, от которых произошла остальная жизнь во Вселенной. Интересно описание некоторых антропоморфных черт Ра-Отца-Солнца: «Хара та Бела» – «харя твоя белая», т.е. лицо Ра названо «харей», где в отличие от словаря В. Даля, это слово является положительным эпитетом превосходной степени; «Косма та Руса» – «волосы твои русые»; «Лана та Руда» – «щеки твои красные». По наблюдению автора этой статьи у его земляков – русинов и малороссов Молдавии, до сих пор полные, красные, пышущие щеки, что ассоциируются с благополучием и здоровьем.
Большую сохранившуюся часть Архива занимает описание масштабной подвижнической деятельности великого восточнославянского просветителя и первопечатника Георгия (Франциска) Скори́ны (1491-1572), который после 1550 года переселился из чешской Праги на север Молдавии в Великие Раско́ны на Горе (нынешние Рышка́ны и Нагоря́ны Рышканского района Республики Молдова), сбежав от «проклятых и бешенных псов латинских». Особый интерес вызывают листы летописей, принадлежащих его руке, где идёт речь о Ра́дше – основателе рода Пушкиных. Листы представляют собой выполненную Скориной, возможно с помощью учеников, рукописную основу для последующей печати. Заказчиками выступили последние потомки первой княжеской династии великих жупа́нов Сербии – Властими́ровичей, перебравшиеся в Молдавию в конце X века после гибели изначального Сербского княжества и жившие в Старой Ра́шке, ныне Ва́дул-Ра́шкове на Днестре Шолдане́штского района Республики Молдова.
Рис.14 Лицевая часть листа родословной Радши Властимировича (XII век) – основателя рода Пушкиных и других древнерусских боярских родов, выполненная Георгием (Юргой) Скориной в Старой Рашке (нынешний Вадул-Рашков Шолданештского района Республики Молдова) или Расконах на Горе (нынешний г. Рышканы Республики Молдова), по заказу Бронеми́рчи Властими́ровича. Бумага (262х210 мм.); чёрный карандаш на сажевой древесноугольной основе, наподобие «итальянского карандаша» XV-XVI веков. 1552 год от Р. Х.
В Архиве имеются сведения от 1503 года о длительном путешествии по Европе юного Ю́рги Скорины с отцом Луко́й, с конечной точкой путешествия в столице Молдавского княжества Суча́ве, где в это время княжил выдающийся молдавский господарь Сте́фан III (1429-1504) – Ште́фан чел Ма́ре в современной молдавской историографии. Там Юрга познакомился с Леонардо да Винчи (1452-1519), возвращавшимся «из Московии» в Италию, где, как изложено в толковинских письменных материалах, он находился в качестве личного посланника молдавского господаря.
В 1506 году, отучившись в Ягеллонском университете и имея рекомендацию Стефана III, умершего к тому времени, Скорина отправился в Италию, чтобы стать учеником Леонардо да Винчи, оказавшего на формирование будущего славянского просветителя огромное влияние.
От Леонардо да Винчи, видевшего в нем продолжателя своих научных и духовных поисков, Скорина обрел знания и практические навыки в различных сферах человеческой деятельности, предоставленных ему щедрой натурой великого мастера. Именно в его мастерской будущий восточнославянский первопечатник в совершенстве освоил современное на тот момент западноевропейское печатное дело и искусство гравюры. Также, помогая учителю в его тайных анатомических исследованиях, он приобрел практический опыт врачевателя, который позволил ему в 1512 году успешно защитить степень доктора медицины в Падуанском университете. В 1513 году Скорина сопровождал учителя в Рим, в 1517-м в Париж. Чуть позже – в начале 1519 года по просьбе угасавшего Леонардо да Винчи Скорина приехал из Праги, где он занимался издательским делом, во Францию и ухаживал за своим наставником до самого его ухода и погребения. В Прагу, а потом и в Молдавию, полоцкий русин Георгий (Юрга) Скорина увез наиболее секретную часть архива и немного денег, переданных ему перед смертью учителем.
Жизнь в Италии и покровительство Леонардо да Винчи, позволили Скорине познакомиться и сблизиться со многими выдающимися людьми того времени, такими как – Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэлло Санти (1483-1520), Сандро Боттичелли (1445-1510), семьей Медичи, королем Франции Франциском I (148 -1547), Мартином Лютером (1483-1546) и другими.
На листе, который можно назвать «Ходы Великого Юрги Полоцкого по Великой Земле Трояна» говорится, что Георгий (домашнее имя Юрга) Скорина Полоцкий был приглашен в Старую Рашку владевшим этим местом
Рис.15 Портрет Леонардо да Винчи, выполненный его учеником Георгием (Юргой) Скориной. Надпись в правой части листа в переводе на современный русский язык, гласит: «Таким узрел (я — Скорина) нашего великого дядьку и учителя Леонардо да Винчи (в оригинале – Лаванарда Виенчани), когда встретил его у нашего великого господаря Стефана Богдановича Старого, в Великой Сучаве, когда он (Леонардо да Винчи) возвращался из Великой Московии, где был посланником великого господаря. Далее следует подпись – Юрга Франциск Скорина Полоцкий». Бумага (272х210 мм.), «итальянский» карандаш. (из архива В.К. Иванова)
Бронеми́рчей Властими́ровичем. Бронемирча узнал, что до этого Скорина выполнил в Сучаве заказ Елены Сербиянки (1530-1552) – жены господаря Молдавского княжества Петра Рареша (ок. 1487-1546) и напечатал книги, прославлявшие жизнь и деяния её предков из рода Бра́нковичей. Поэтому Бронемирча попросил Скорину напечатать «много красивых и ярких» книг, прославляющих его предков Властимировичей, поскольку считал свой род более древним и великим, нежели Бранковичи.
Помимо всего прочего Архив содержит интереснейшие документы, свидетельствующие о тесных связях толковинов с правителями Московского царства и Российской империи, их взаимодействии, например, в период русско-турецких войн и вхождения Пруто-Днестровской Молдавии в состав Российской империи в 1812 году, и после. Из некоторых материалов можно сделать вывод о том, что А.С. Пушкин был направлен в Кишинев не в «Бессарабскую ссылку», как это уже традиционно и не совсем критично утверждает несколько поколений пушкиноведов, а в командировку – «по надобностям службы» по линии весьма особенного ведомства Российской империи Коллегии иностранных дел, чиновником коей Александр Сергеевич Пушкин и состоял.
Совершенный автором экскурс в историю тиверцев-толковинов-русинов Молдавии, конечно же, нельзя считать полным и завершенным. Но даже уже опубликованные в научной и научно-популярной литературе и на электронных сайтах работы автора по данной тематике, число которых давно перевалило за полусотню, позволяют дополнительно углубить и насытить фактическим историческим материалом указанные этапы развития русинского этноса, многажды вычеркнутого, но занимающего свое законное место в Русском мире. Изучение и популяризация культурного и духовного наследия славян Карпато-Днестровской чаши продолжается, нас несомненно ждут новые открытия, которые позволят лучше понять русинские истоки во имя поступательного движения в светлое будущее.
Послесловие
Проблемы русской истории в основном состоят из умолчаний и изъятий, на месте которых возникают толки во всем их множестве и разнообразии, а это есть псевдоистория.
Автор статьи «Очерки истории русинов» краевед из Республики Молдова Юрий Васильевич Иванов в личном общении рассказывал из своего опыта, что когда в местах плотного проживания русинов, в частности, в его родных Рышка́нах и окру́ге проводили опись населения, как и на всей территории СССР, то на попытки его соседей ответить на вопрос анкеты о национальности, мол, руси́н, следовала следующая отговорка счетчика: «В списке национальностей такой нет, пишите или русский, или украинец, или молдаванин…». Так русины в местах их плотного проживания, оставаясь реальностью, уходили в небытие. Происходили и более трагические ситуации в истории этого русского племени, не так давно в России широко узнали об австрийских Терезине, Талергофе и виселицах в Карпатском проживании людей, которые за границей русского государства считали себя прежде всего русскими, а потом уже подданными других царей. И не известно, что трагичнее, и в данном случае я не счел бы это выражение игрой в смыслы — любая смерть страшна.
Сейчас в мире проживает несколько миллионов русин, которые почтут за благо вернуться в русский мир и русский мир от этого возвращения только выиграет.
И счастье, когда русин знает, что он ещё и толковин, в отличие от многих нас, потому что мы не помним, мы поляне, древляне, вятичи или кривичи, а может, севе́ры, а они помнят — они русины, потомки толковин.
Эту память хочет сохранить толковин Юрий Иванов.
Его семейный архив требует большой работы по определению достоверности источников, установлению авторства, времени и места их создания для введения имеющихся материалов в научный оборот, но у меня уже есть личный положительный опыт работы с его документами, когда мы восстанавливали некоторые факты из жизни А.С. Пушкина, не только относительно его т.н. ссылки в Молдавию, но и происхождения, что стало для нас фактом там, где пушкиноведы разводят руками.
Испытываю надежду на то, что эта статья положит начало следующим публикациям, которые, даст Бог, в известном смысле станут продолжением летописной строки́ монаха Киево-Печерского монастыря преподобного Нестора «…тиверцы, яже суть толковины…».
Член Союза писателей России Евгений Анташкевич