В декабре 2024 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому воспитательная работа в детских лагерях будет проходить по единой программе.
Министерство просвещения РФ подготовило проект федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей. Программа должна стать основой для разработки конкретных методик, которые будут применяться во всех детских лагерях России и в местах детского отдыха на территории дружественных стран в рамках международного сотрудничества.
В проекте сказано: «Базовой основой содержания данной программы являются традиционные духовно-нравственные ценности, к которым относятся нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, а также укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей».
Программа разработана в контексте бесшовной образовательной среды и интеграции с Федеральной рабочей программой воспитания, а также на основе указа президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Документ Минпросвещения содержит примерный календарный план воспитательной работы, приводится перечень основных праздников, памятных дат, которые должны быть учтены в организации смены, в их числе: День Победы, День России, День снятия блокады Ленинграда, День российской науки, День воссоединения Крыма с Россией, Всемирный день театра, День российского кино.
Обязательными для включения в программу воспитательной работы организаций детского отдыха станут три блока. Первый, «Мир: наука, культура, мораль», предполагает организацию конструкторской, исследовательской и проектной деятельности, просмотр научно-популярных фильмов, встречи с людьми, внесшими вклад в науку, культуру, военное дело, дискуссионные клубы. Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее» предполагает церемонию подъема и спуска государственного флага, «часы Памяти» и «часы Мужества», вовлечение детей в проект «Без срока давности» – призванный сохранять память о трагедии мирного населения СССР во время Великой Отечественной войны, и литературные вечера. Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие» включает спортивные мероприятия и создание условий для физической и психологической безопасности ребенка, профилактику буллинга (школьной травли), профилактические воспитательные мероприятия: антиалкогольные, антитабачные, против вовлечения в деструктивные группы в соцсетях, занятия по теме гражданской обороны, в области антитеррористической, антиэкстремистской и цифровой безопасности.
В партнерское взаимодействие лагерям в первую очередь рекомендовано включить: МООО «Российские студенческие отряды», АНО «Вдохновители» — проект Минпросвещения и Народного фронта, объединяющий людей, добившихся успеха в самых разных сферах, и готовых делиться опытом с детьми и молодежью, Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард».
Наш комментарий:
В детском и подростковом коллективах лагеря отдыха вожатым может быть почти ровесник, в смене 16-летних будущих выпускников вожатой может оказаться 18-летняя первокурсница. В этом смысле хорошо бы, чтобы вожатые не только умели быстро плавать, крутить подъем-переворот на турнике и грамотно разжечь костер, но имели бы базовые навыки безопасности и психологии подростка, некоторый интеллектуальный багаж. И даже были наделены терпением и личным обаянием, чтобы не стучать детям, чьи родители приобрели путевку за деньги, головешкой по макушкам и отбирать смартфоны, а заинтересовать их полезной информацией. Если эту работу будут проводить так называемые профессиональные методисты, которые не понимают и боятся современного подростка, то отдых для детей превратится в невыносимую рутину, а результаты окажутся равными нулю или отрицательными: «милый дедушка… возьми меня отсюда». Программа хороша тем, что, будучи разумно реализованной, поможет в воспитании не только детей, но и самих вожатых, которые обогатят свое умение работать с детьми и подростками, разовьют эмпатию, станут более заботливыми и ответственными.