На фестивале «Хомякон» состоялся премьерный показ фильма «Финист. Первый богатырь» режиссера Дмитрия Дьяченко.
Хороша жизнь в сказочном Белогорье, нарядны сарафаны и рубахи, добры изукрашенные избы, сыты и не слишком изнурены работой обыватели. Есть здесь первый богатырь Финист – Ясный Сокол (неузнаваемый в бороде Кирилл Зайцев), страж и защитник. При нем обретается боян Мелёха (Сергей Лавыгин с прической a la moujik), но не вещий, а просто обязан фиксировать в былинах очередной подвиг патрона. Честолюбивый Финист в бутафорских кольчуге и шлеме отправляется в неведомые земли потешить эго. Однако скоро убеждается, что пословица «Сила есть – ума не надо» несет иронический смысл. Точнее, что одного только эгоизма и тщеславия для свершения подвига недостаточно, нужна соборность, командная игра, выражаясь образами ненавистного Запада. В дело вступает Баба Яга (Елена Яковлева, очаровательная даже в монструозном гриме, и Юлия Пересильд, Яга в молодости, просто очаровательная).
Судоводитель по первому образованию Кирилл Зайцев несомненно был избран на роль Финиста из-за некоторого сходства с Николаем Черкасовым из фильма Эйзенштейна «Александр Невский» 1942 года, и центральной фигурой триптиха Павла Корина того же времени. Такая радостная державная самоиндефикация смотрится иронией, если не хуже. Ни к чему превращать монументальные образы в гротеск, это только на руку идеологическим противникам – без шуток. Лубок вещь хорошая: доступная, смешная, по-своему стильная, в некоторой степени источник русского Авангарда, старейшие листы – «Баба Яга», «Мыши кота погребают», исследователи относят к Екатерининскому, а то и Петровскому временам. Однако, даже учитывая особенности поп-культуры, тем более, сильную комедийную линию, это главная ошибка создателей фильма «Финист – Ясный сокол». Если кто обратится к сказке из сборника Афанасьева, сравнит с романом Андрея Рубанова 2019 года, найдет и иные пародийные намеки в сценарии. «Мышь пищит, пироги тащит» – весело, но по нынешним временам вряд ли уместно.
Отрадно, что создателям франшизы о богатыре удалось создать собственную вселенную, хоть Marvel и без того кашлял, несмотря даже на реанимационные мероприятия вроде покупки за астрономические гонорары Бенедикта Камбербетча. Без привычного Виктора Хориняка с его харизматичной нижней челюстью зритель чувствует себя сиротливо, и это вторая ошибка создателей. Любая франшиза – прежде всего контент, и приквел «Последнего богатыря» его часть. Однако касса чуть ли не рекордная. А это значит, что создатели не прогадали, и что среди зрителей существует потребность семейного кино богатырской тематики, несмотря на то, что билеты сравнительно дороги. Зато спецэффекты хороши, денег за них не жалко, сейчас смотрится всяко лучше, чем тяжеловесный фильм «Финист – Ясный сокол» Павла Васильева 1975 года.
Подобно тому, как американские фильмы снимались в Ванкувере и окрестностях, «Финист…» был снят в Казахстане» – в России дороговато. К тому же остались декорации от фильма «Кочевник» 2004 года. Приятно и то, что уже на сериале «Последний богатырь. Наследие» 2024 года, с Кириллом Зайцевым в бороде и в роли Финста, обошлись без Disney, а получилось едва ли не лучше, чем с американцами. Западные критики должны скрежетать зубами: мы наконец-то полюбили своих актеров, рынок отвалился, и тамошние звезды теперь с удвоенной силой вцепятся друг другу в глотки в борьбе за и без того дефицитные рабочие места.
Сергей ШУЛАКОВ
МЫШИ КОТА ПОГРЕБАЮТЪ

0 комментариев
Присоединяйтесь к сообществу авторов
и воплотите свои творческие идеи в жизнь
и воплотите свои творческие идеи в жизнь
Регистрируйтесь в личном кабинете и отправляйте нам ваш
материал и мы обязательно его опубликуем.