Спортивные медики решили покопаться в юных киборгах.
Обычно спортивная медицина, помимо проблем квалификации, допуска к соревнованиям в разных группах, изучает антропометрику: рос, вес, систему мышечных тканей и тому подобное. Интерес к киберспорту растет, но спортсменов, часто довольно молодых людей, никто не изучает. Специалисты Кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова разработали и запустили исследование по анализу специфических особенностей киберспортсменов высокого уровня. Проект реализуется под руководством заведующего кафедрой, д-ра мед наук, профессора Евгения Ачкасова.
МЫ ЧЕМПИОНЫ
Киберспорт в России – один из самых результативных. Наши побеждают на различных площадках: в Москве, Лондоне, Пекине и Эр-Рияде. Им по 17-20 лет, но гонорар в 1 млн рублей в месяц – если разложить успешный турнир на календарь, для них норма. Если ориентироваться по рейтингам, что составлены в прошлом году, самые результативные игроки это:
Станислав Malr1ne Поторак
Алан Satanic Галлямов
Тимур FL4MUS Марьев
Юлия Syncro Мальцева
И загадочный Артур Rarga Чурюмов, легионер в одной из забежных команд, в которых, несмотря на санкции, остается много российский киберспортсменов.
Далеко не все они из столичных семей и гимназий, а со всей России.
ПРЯНИКИ И ШИШКИ
«Исследование направлено на оценку когнитивных качеств, антропометрических показателей, компонентного состава тела и метаболизма. В работе будет произведена оценка качества жизни и рисков для здоровья, связанных с длительным пребыванием за компьютером, а также разработаны рекомендации по улучшению физической активности и профилактике травм и профессиональных заболеваний у киберспортсменов», — рассказал руководитель научной группы, доцент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Алексей Репетюк. Первый этап исследования завершился в конце февраля, он включал оценку функционального состояния высшей нервной деятельности: скорости сенсомоторной реакции и принятия решений, внимания, а также когнитивных возможностей.
Плюсы: у киберспортсменов лучше развита скорость реакции, а глазные заболевания – на уровне стандартов.
Минусы: достоверно чаще регистрируют так называемый туннельный синдром — воспаление сухожилий в области запястья, а также тревожные состояния, нарушения сна – но не в формах патологических изменений.
На следующих этапах работы запланированы проведение антропометрических измерений, оценка компонентного состава тела и даже качества жизни киберспортсмена. По результатам работы будут разработаны персонализированные рекомендации, направленные на улучшение результатов тренировочной и соревновательной деятельности, функционального состояния, а также профилактику травм и заболеваний – собственно то, чем занимается спортивная медицина.
ОСМЫСЛЕНИЕ ЦИФРОВОГО СПОРТА
«Профессиональными киберспортсменами можно считать только тех, кто заключил контракты с соответствующими клубами. Игроки высокого уровня — это те, кто участвуют в международных турнирах Tier1 (команды высшей лиги)», – отметила завкафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Елена Скаржинская. – «Но в целом любые попытки научного осмысления цифровых видов спорта можно только приветствовать».
В ДОГОНКУ:
В Японии, в тематическом парке студии «Ghibli» решили провести мероприятие «Поиграй с Сацуки и Мэй». Но поскольку посвящено оно жизни японцев в 50-е годы прошлого века, настоящих игр не предполагается. Пяти- и шестиклассники (10-11 лет, всем прочим вход закрыт!) будут самостоятельно варить рис и нагревать ванну в доме из аниме полного метра «Мой сосед Тоторо» режиссера Хаяо Миядзаки. Никакого газа не будет – только дрова. Зато с юными гостями мероприятия пообщается Горо Миядзаки (сын Хаяо и тоже режиссер аниме). Он обещает рассказать полную историю здания-аттракциона. А пока Горо обмолвился, что сотрудники парка пользуются время от времени и кухней, и ванной в «доме Тоторо». Это удобно, и создает у посетителей парка ощущение, что «там и правда живут».
Максим Сомов.