АлексейАлексей ШевелевГусь Хрустальный Сообщество авторов
Почитать

АГРОКЛАССЫ – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ

0
i(2)

Выпускникам агроклассов предполагается добавлять баллы при поступлении в профильные вузы.

К 2030 году в России планируется открыть 18 тысяч агротехнических классов. Это специализированные классы, обучение в которых направлено на профориентацию и подготовку школьников к работе в сельском хозяйстве.
Цель агроклассов, которые уже сейчас функционируют в некоторых средних школах – готовить высококвалифицированные кадры для сельскохозяйственной отрасли. Но также и сделать аграрные профессии престижными, что одной только школе, конечно, не под силу.
Тем, кто  сетует на проблемы и недостатки школьного образования, на постоянные изменения, как фактор, не помогающий, а мешающий полноценному обучению, хорошо бы посмотреть шире. Эта система – одна из наиболее проблемных во всех государствах, включая, как было принято говорить немного ранее, самые развитые. История школы в Российской империи есть череда реформ, последнюю начали при Николае II, Дума ее всячески тормозила, а большевики подхватили и успешно завершили, дополнив идеологическими позициями.
Автор этих строк оканчивал школу в 1986 году. Тогда учились 10 лет, стресс в процессе сдачи экзаменов на аттестат выпускники испытывали не меньше, чем сейчас. Но: существовали школы, в которых на учениках испытывали новые учебные программы на предмет усвоения. В нашей школе класс «А» были «технарями», «белой костью», что уже тогда являлось признаком определенной направленности образования. В мой класс «Б» ссылали малоспособных к точным наукам «гуманитариев». Школа так и называлась: «…экспериментальная №…» Химию и биологию, как и остальные предметы, языки, сдавали мы все. «А-шники», помогая нам с подготовкой не всегда только по комсомольской линии, чаще  по доброте душевной, искренне раздражались из-за того, что даже усидчивая девочка-отличница прилагает невероятные усилия, чтобы решить задачу по физике, это же так просто! Зато мы, натаскивая их, едва сдерживали смешки, видя как математики пыхтят, почти не в силах изложить основные черты и предпосылки того или иного исторического процесса, значение литературного произведения. Специализация была всегда, она менялась в зависимости от нужд государства. Бывала даже «дикой», как в 1990 годы, когда родители почти поголовно вдруг захотели, чтобы их дети получили диплом юриста или экономиста, психолога или стоматолога.  А военный или биолог – «Хочешь всю жизнь в нищете прожить!?».  В педагогические вузы отсеивались бедняки. Понятно, почему родители так захотели, добра желали. Но результат – переизбыток худо подготовленных выпускников, коих и специалистами-то не назовешь.
Объективно мы должны радоваться постепенным, на первый взгляд, мелким шагам преобразований в школе. Сейчас настала нужда в специалистах агрокомплекса, не только потому что деревни пустеют, это объективный общемировой процесс. Не потому что есть нечего – если  урожаи зерновых не рекордные, сельскохозяйственные начальники чувствуют некоторое беспокойство за карьеру.  Главным образом, из-за новых, высокотехнологичных способах ведения сельского хозяйства. Да и специалисты по той технике, что существует сейчас, уходят на пенсию, которую заслужили в полной мере, а заменить их некем.
Специализация – вещь необходимая, если не отменяет высокого уровня общего образования. Однако в стране, которая долгое время оставалась крестьянской, в постиндустриальную эпоху привить престиж профессии земледельца сложно. Это не удалось почти всемогущему самодержцу, на первых порах реально всемогущей советской  власти, и тому и другим. Теперь это предстоит сделать нам. Однако цель массового создания  агроклассов может быть достигнута при определенных условиях. Одно из главных – объединение школы, индустриального партнера, который прицеливается на учеников заранее, и вуза. Школа заинтересована в том, чтобы агроклассы повышали уровень специальных  знаний учащихся, но, при этом должна выполнять главную свою задачу: всесторонне развивать личность, готовить ко взрослой жизни.  Агрохолдинг или крупное хозяйство, как иногда бывает, участвует в материально-техническом оснащении агрокласса, предоставляет учебную базу для доступного и эффективного образования в сфере АПК, организует практические занятия в прямом смысле на земле, в тепличном хозяйстве, на животноводческой ферме. Университет обеспечивает интеллектуальными ресурсами. На выходе трое из пяти студентов найдут высокооплачиваемую работу на сельскохозяйственном предприятии, еще пятеро учеников агрокласса из 25 душ пройдут обучения в с/х-колледже, и станут специалистами среднего звена, а один ученик из трех агроклассов пойдет в науку.
Программа предпрофильных школьных 7-х классов отличается углубленным преподаванием биологии, химии, физики и информатики. Для подростка 13-14 лет необходимы активные формы учебного процесса: мастер-классы, тренинги, проектная деятельность,  экскурсии на агрономические предприятия. В 10 классе добавляется практика в полях, садах и на фермах, научные экспериментальные проекты.
В ушедшем 2024 году Президент РФ Владимир Путин поручил Минпросвещения совместно с Минсельхозом доложить по вопросу создания в школах профильных агроклассов, – об этом  сообщалось в перечне поручений, опубликованных на сайте Кремля. Проектом приказа Минпросвещения предусматривается введение агротехнологического профиля обучения. Такая мера позволит на нормативном уровне закрепить возможность создания профильных агроклассов в старшей школе. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
«Минпросвещения России совместно с Минсельхозом России и высшими должностными лицами субъектов РФ с учетом потребностей регионов рассмотреть вопрос о создании в общеобразовательных организациях профильных агроклассов, а также при необходимости об усилении профориентационных мероприятий по аграрному направлению среди обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций», – говорится в тексте поручения.
Постановлением Правительства РФ вводится стимулирующая выплата для учителей, преподающих профильные предметы в агротехнологических классах в сельских школах. Она составит 30 тыс. рублей в месяц.
К решению задачи подключились ведомства и предприятия, и уже довольно давно. На площадке головного офиса Россельхозбанка состоялось совещание, посвященное развитию системы агроклассов. Депутат Государственной думы РФ, лидер Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина, советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи Егор Литвиненко,  и представители профильных ведомств и ассоциаций обсудили вопросы развития агроклассов и утвердили план тематических мероприятий.
Например, программа «Портфель агрокласса», Всероссийский конкурс «Школьный агростартап», семинар для организаторов агрошкол и агроклассов, организация летних агролагерей, осенняя школа «Устойчивое сельское хозяйство». Была поставлена задача выработать линейку поощрений выпускников агроклассов при поступлении в вузы, а также задача предоставить им возможность проявить себя во всероссийских олимпиадах и конкурсах, в том числе на престижной площадке «Сириус».
Партия «Единая Россия» разработала «дорожную карту» по развитию агроклассов в школах. План поддержали Минсельхоз, Минпросвещения, Российский союз сельской молодежи и Ассоциация «Агрошколы России». Партия подготовила план мероприятий по развитию и масштабированию агроклассов до 2030 года. Соглашение по его реализации будет подписано профильными ведомствами в ближайшее время, сообщил координатор направления народной программы «Развитие села», зампредседателя Госдумы Алексей Гордеев на совещании «Молодежный резерв села: кадры для развития территорий» с участием представителей Минсельхоза, Минпросвещения, ведущих компаний, общественных организаций и самих учеников агроклассов.
«По последним данным в стране насчитывается свыше 1700 агроклассов, общий охват обучающихся составляет порядка 24 тысяч ребят. Кажется, что цифра большая, но когда делишь ее на регионы, на районы нашей большой страны, получаются единицы», – рассказал Председатель Общественного совета федерального партийного проекта «Чистая страна», заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Алексей Гордеев.
Заместитель Министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов предложил добавлять выпускникам агарных классов до пяти баллов к результатам экзаменов при поступлении в профильные вузы. Кроме того, по его мнению, при строительстве новых школ, особенно на селе, необходимо обязательно открывать там агрокласс.
Председатель совета директоров группы компаний «Агроэко» Владимир Маслов рассказал про опыт создания и развития новых образовательных кластеров в сельских территориях. «Чтобы повысить доступность средне-специального образования для молодежи на селе, мы интегрируем образовательные кластеры с опорными предприятиями. В нашем случае – фактически  с 1 курса гарантируем студентам стабильную работу с реальной достойной зарплатой. Также мы разрабатываем программу по популяризации работы на селе, разъясняем молодежи, насколько это может быть престижно и высокооплачиваемо».
По его мнению, важно повышать уровень социальных услуг на селе, доступность квалифицированных специалистов, развивать инфраструктуру. В числе других мероприятий, направленных на развитие агроклассов, было предложено разработать единые методические рекомендации по развитию экосистемы агроэкологического образования, организовать курсы повышения квалификации для педагогов, а также поддержать открытие новых «точек притяжения» в рамках всероссийской молодежной программы «Кадры для села». Экосистема в данном случае – термин, означающий гармоничный комплекс мероприятий, процессов и результатов.
Об организации агроклассов отчитываются школы. Например, МБОУ «СОШ с. Корсаковка» городского округа Уссурийск. Здесь агрокласс открыли еще в 2023 году, и распространяют опыт по всему Приморскому краю.   «Агрокласс в Приморской школе» – образовательный проект для популяризации и повышения престижа сельскохозяйственных профессий. В таких классах дети и подростки знакомятся с технологиями и ведением хозяйства, понимают, что это бизнес, который приносит хороший доход. В этом году министерство образования Приморского края обратило внимание на такую сторону воспитания, как ориентация детей на работу в аграрном секторе. В Уссурийском городском округе на базе пяти школ создаются агроклассы. В процессе обучения    ребята познакомятся с условиями работы агропромышленного комплекса района и края. Индивидуальные предприниматели делятся секретами растениеводства и животноводства в условиях большого села Корсаковка.
Не остаются в стороне и предприятия АПК.  Например, работники сельскохозяйственного предприятия «Донское» – специализация: молочное животноводство, производство кормов и молока – провели профориентационные уроки. Зоотехник животноводческого комплекса Иван Крючков на уроке   в агроклассе МКОУ СШ № 1 в увлекательной форме познакомил ребят  со спецификой  своей работы и тех задачах, которые ему приходится   решать ежедневно.
Специалист Светлана Владыкина провела занятие в  классе МКОУ СШ №3 и рассказала ученикам о различных кормах и их  составах, каким категориям животных они  рекомендованы. Гидротехник Дмитрий Фирсов провел занятие в Ильевской  средней школе, рассказал о строительстве оросительной системы в хозяйстве, о том, что в 2024 году вошел в строй пятый этап орошаемого участка «Мариновский». Основную часть занятия посвятили гидромелиорации, и тех ее способах, которые применяются в степной  местности.
Задумываясь о перспективе своего профессионального будущего, ученики интересовались, знания каких предметов им будут необходимы для получения профессий.
«Каждый специалист, который знакомит учащихся агроклассов со спецификой своей работы, с производством и достижениями, используемыми нашим высокотехнологичным предприятием, задает вопрос ребятам о том, кем бы они хотели стать в будущем и хотели бы работать  на современном предприятии? Отрадно заметить, что многие ученики интересуются спецификой производственных процессов, востребованностью профессий, а, значит, серьезно задумываются о профессиональном выборе, о своем будущем», – сказано на официальном сайте предприятия.
Некоторые предприниматели идут и дальше. Так руководство предприятия ООО «имени Фрунзе», крупного современного производителя зерна в Ростовской области, которому в этом году исполняется 100 лет,  выражает готовность принять деятельное участие в восстановлении профессионального обучения среднего звена, в организации в районном центре Степной Курган сельскохозяйственного колледжа.

Престиж престижем, однако необходимо иметь в виду и социальные процессы. Многие знают на примере своих знакомых: представители третьего поколения жителей мегаполисов все чаще бегут в сельскую местность. Началось это еще в 1990 годы. Сейчас причины другие: даже для обеспеченных людей покупать натуральные продукты в столицах недешево. Будучи в областном городе Пензенской области, автор этих строк зашел в сетевой супермаркет, и обнаружил там приличные местные молочные продукты по сходной цене. А уж на рынке чего только не купишь! Некоторые переезжают в Московскую область, другие добежали до Урала, покупают участки в живописных предгорьях, правда, летом там мошкá, зато в Москве летом дышишь с трудом, а людям в солидном возрасте и вовсе непросто. Нельзя сказать, что вскоре мегаполисы опустеют, однако изменения налицо: те, кто пожили в больших городах, достигли определенного уровня дохода, уезжают, сохраняя собственность, происходит ротация населения. Сразу обосноваться в сельской местности, да еще там, где ты родился, где речка, и лес, и поля без края, на которые не покусится застройщик, становится все более разумным. Там – новые высокотехнологичные профессии, там – удовлетворение от работы, простор для детишек, среднее образование не хуже чем в региональном центре, удовлетворение от работы.

0
× Отменить ответ
0 комментариев
Интересно почитать
https://selmol.ru/wp-content/uploads/2025/04/pozharnaya-bezopasnost-v-lesu-379242099.jpeg
https://selmol.ru/wp-content/uploads/2025/04/screenshot_20250407_153313_shedevrum.jpg
https://selmol.ru/wp-content/uploads/2025/03/sm_adsh_schaste_south-park-s10-e08-make-love-not-warcraft-mkv-snapshot-18-40-411.jpg
https://selmol.ru/wp-content/uploads/2025/02/screenshot_20250210_145308_word.jpg
https://selmol.ru/wp-content/uploads/2025/01/tatyana-golikova687d2a6d90c5011deedea94b72b5b76f-1.png
Присоединяйтесь к сообществу авторов
и воплотите свои творческие идеи в жизнь
Регистрируйтесь в личном кабинете и отправляйте нам ваш материал и мы обязательно его опубликуем.
  • Алексей
  • Алексей Шевелев
  • Гусь Хрустальный
  • Илья Дроканов
  • Максим Башкетерман
  • Вадим Фоминов
  • Владимир Стасевич
Публикации в «Сельская молодёжь» - это возможность привлекать внимание аудитории и получать ДОНАТЫ от читателей за свои опубликованные материалы.